Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность и содержание конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия торговли 10
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГРЕЙН 1» 16
2.1. Характеристика предприятия ООО «Грейн 1» 16
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Грейн 1» 20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ГРЕЙН 1» 26
3.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия торговли ООО «Грейн 1» 26
3.2. Обоснования. Мероприятия, затраты, прогноз 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Конкурентоспособность торгового предприятия можно определить как его способность стабильно в течении продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что стремление предприятия к достижению поставленных целей основывается на способности получать и удерживать конкурентные преимущества, то есть способности быть предпочтенным из множества аналогичных предприятий. При этом указанные конкурентные преимущества основываются, в конечном итоге, на более высоком, по сравнению с аналогичными предприятиями, уровне эффективности (технологической и(или) рыночной) функционирования, характеризующей степень достижения целей различных уровней социума. Поэтому каждое предприятие стремится непосредственно влиять на свою конкурентоспособность.
Предметом работы является конкурентоспособность торговых предприятий.
Целью работы выступает комплексный анализ понятия конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ, влияющих на результативность деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать характеристику понятия «конкурентоспособность»,
выявить основные факторы конкурентоспособности предприятия,
изучить степень конкурентоспособности предприятия ООО «Грейн 1»,
дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из трех основных частей, в которых анализируются теоретические основы понятия конкурентоспособности предприятия, проводится анализ конкурентоспособности на примере торгового предприятия и даются рекомендации для ее повышения в будущем.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные компании «Грейн 1», аналитические порталы и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1. Сущность и содержание конкурентоспособности торгового предприятия
Исследование экономической сущности конкурентоспособности торгового предприятия требует определения причин еѐ возникновения, что в свою очередь, обусловливает необходимость ответов на следующие важные вопросы о деятельности предприятия:
что такое предприятие как носитель конкурентоспособности?
какие качественные черты предприятия обусловливают наличие у него способности эффективно функционирование во внешней среде?
что обусловливает возникновение конкуренции между предприятиями?
Любое торговое предприятие в первую очередь является целостной системой, сущность которой заключается не в особенностях составляющих его элементов, а в характере связей и отношений между этими элементами. Характер этих связей позволяет определить потенциальные основания и критерий конкурентоспособности предприятия во внешней среде.
Установлено, что таким критерием является прочность отношений между элементами торгового предприятия, степень которой выражается интенсивностью соответствующих связей. При этом в качестве критерия тесноты связей следует рассматривать интенсивность процессов вещественного, энергетического и информационного обмена как элементов предприятия между собой, так и данных элементов с внешней средой. Организация производственных, энергетических и информационных систем на предприятии является фактором определения степени его конкурентоспособности. Необходимо учитывать, что обособление предприятия от внешней среды представляет собой прерывания всех отношений между элементами торгового предприятия и внешней средой.
Исходя из вышесказанного, может быть определено, что конкурентоспособность как свойство торгового предприятия является результатом процесса обособления предприятия в результате его выделения из внешней среды.
Обязательное участие всех элементов торгового предприятия в создании конечной продукции позволяет разграничить понятия предприятия и экономическую сущность его конкурентоспособности:
Графическое изображение изложенного подхода к трактовке возможности выделения предприятия из внешней среды и осуществление его конкурентоспособности представлено на рисунке 1.1. [14]
Рисунок 1.1. Понятие предприятия как целостной системы
Торговое предприятие как целостная система, устремленная к максимальному извлечению прибыли от своей деятельности, для достижения каждой цели обладает способностью изменять текущие стратегии своего функционирования.
Задачей функционирования торгового предприятия тогда является улучшение его положения во внешней среде, которое предполагает:
а) сохранение существования предприятия как противодействие процессам повышения конкуренции в отрасли;
б) качественное изменение предприятия, приводящее к увеличению его потенциальных способностей, что фактически означает повышение его конкурентных преимуществ.
Объективное существование процессов непрерывного развития всех субъектов предприятия (работники, общество, поставщики, потребители, само предприятие как система), обусловливает необходимость постоянного увеличения совокупности его потенциальных возможностей (конкурентоспособности) по удовлетворению своих целей.
В результате данного анализа может быть установлено, что торговое предприятие все же является открытой системой, достигающей своих целей путем взаимодействия с внешней средой, которое оно осуществляет в форме конкуренции.
Целью анализа существующих подходов к трактовке конкурентоспособности торгового предприятия является раскрытие сущности следующих еѐ основных аспектов [2]:
– каковы причины возникновения у предприятия свойства, выражаемого категорией «конкурентоспособность»;
– что является факторами, определяющими уровень конкурентоспособности предприятия;
– какова целевая направленность конкурентоспособности предприятия;
– какие качественные характеристики присущи конкурентоспособности предприятия;
– какова взаимосвязь конкурентоспособности предприятия с аналогичным свойством его продукции, отрасли и национальной экономики в целом.
Исследование существующих подходов к трактовке причин, порождающих конкурентоспособность торгового предприятия, позволяет выделить две основные их группы [3]:
- причины возникновения конкурентоспособности предприятия являются внутренними и присущи ему изначально, независимо от наличия взаимодействия предприятия с внешней средой. Следовательно, конкурентоспособность является качественной характеристикой (способностью) предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2016. — С.202-207.
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
3. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2014. – 495 с.
4. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2016. – 626 с.
5. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 386 с.
6. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2014. – 576 с.
7. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
8. Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. - Harvard Business Review. – 62 p.
9. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2015. – 371 с.
10. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
11. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 275 с.
12. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
13. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
14. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
15. «Бизнес – аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
16. Научный журнал «Аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.
17. - Статьи по бизнес – аналитике[электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
18. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.
19. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sankt-peterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.
20. Материалы компании ООО «Грейн 1»